Мансур Аль-Халладж

Фото Мансур Аль-Халладж

Абу Абдуллах ал-Хусайн ибн Мансур ал-Халладж (858—922) – суфий из южной Персии.

Детство и юность провёл в Васите и Тустаре, где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (халладж). Халладж стал учеником известного суфия Сахля ат-Тустари и переехал с ним в Басру. Позже, уже в Багдаде, его наставником был также выдающийся мистик Амр ал-Макки. Вскоре Халладж женится на дочери суфия, и у него рождается трое сыновей и дочь. После ссоры с ал-Макки в 878 г. встречается с крупнейшим суфийским авторитетом того времени Абу ал-Касим ал-Джунайдом, у которого проходит заключительный этап своего обучения мистическому пути. Затем разрыв с Джунайдом и нарастающая враждебность других багдадских суфиев вынудили Халладжа уехать из столицы. Он совершает свое первое паломничество в Мекку, где пребывает около года во внутреннем дворе святилища, подвергая себя суровой аскезе. Переживает духовное единение с Богом и всем сотворенным. При этом, в отличие от других суфиев, хранивших в тайне свой мистический опыт, открыто делится им с другими людьми. Однажды он произносит: “Я – Истина” (ана ал-хакк) и “В моем тюрбане нет ничего, кроме Бога” Его поняли так, что он объявил себя Богом (поскольку Ал-Хакк – одно из 99 имен Аллаха). Его бывшие наставники отрекаются от него, считая, что непосвященным нельзя рассказывать о сокровенных тайнах, открываемых Богом своим возлюбленным. Борясь против элитарности суфизма c его правилами и нормами, носит не суфийскую одежду, а простой халат воина. В публичных проповедях призывает обратиться к поиску Бога в собственном сердце. Его публичные проповеди вызывают преследования со стороны светских и религиозных властей. Покидает Багдад и отправляется в Тустар. В 899г. в возрасте 40 лет в одиночку пускается в пятилетнее странствие по Персии. Во время второго паломничества в Мекку Халладжа сопровождают 400 учеников. После хаджа (паломничества) в 905 г. отплывает на корабле в Индию, где поднимается вверх по Инду, проходит через Кашмир. Останавливается в Туркестане, затем отправляется в Китай и возвращается в Багдад. Вокруг него собираются ученики. Изучает медицину, алхимию, творит чудеса – в Мекке он будто бы сотворил из ничего сладости, а в пустыне накормил людей манной небесной. Предпринимает третий хадж в Мекку и остается в ней на 2 года. По возвращении в Багдад (около 908г.) ведет себя как опьяненный Богом. По ночам молится на кладбищах, а в дневное время на улицах и базарах возвещает о своей безмерной любви к Богу. Публично провозглашает путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. Его обвиняют в проповедях, направленных против хаджа, цитируя его высказывание, что каждому верующему надлежит “семь раз совершить обход вокруг Каабы своего сердца”. В конце концов его казнят за ересь, отведя на площадь, где дают 500 плетей, потом отрубают руки и ноги, а затем язык и голову. Последние слова Халладжа были: “Любить Единого – значит сделать Его единственным”. Иначе говоря, “любящий” должен быть стерт с пути Любви.

Дополнительные материалы