Высказывания Халладжа

«Упраздни отделенность, поскольку она – утверждение своей отдаленности от несовершенств, тогда как воссоединенность – утверждение единства вещей, и потому в одиночестве возможно исповедание иного-чем-Бог, и свойство может быть приписано чему-то еще, помимо Бога. А в единстве невозможно исповедовать иное-чем-Бог, и единство не может быть приписано ничему, кроме Него»

«О Ты, опьянивший меня равнинами, окружающими Тебя!
Ты один в одиночестве Вечности,
Ты – один, кто свидетельствует о Тебе с трона истинности;
Твое свидетельство – правосудие, но Ты не судишь Себя;
Твоя отдаленность – наказание, но Ты не отдаляешься от Себя;
Твое присутствие – Твое знание, но Ты недвижим;
Твое отсутствие – парус, но Ты не уходишь.
Над Тобой нет ничего, тенью чего Ты мог бы стать.»

«Любить – значит предстать перед Возлюбленным,
Устранив все свои атрибуты;
Тогда Его атрибуты становятся твоими.
Между мной и Тобой – только “я”.
Сотри “меня”, и останешься только Ты»

«Когда в моем последнем состоянии Ты пришел,
Чтобы заявить о моей Сущности (Твоей, мой Создатель),
Кто говорит, творец или его творение?»

«И сказал ему Ал-Хакк: «Веди к Доказательству, не к доказываемому. Ибо Я Доказательство доказательств, которое низлагает наивного»

«Ты должен знать, что иудаизм, христианство и ислам, как и другие религии, - это всего лишь названия.
Цель, к которой посредством них стремятся люди, никогда не меняется»

«Ты знаешь, а Тебя не знают;
Ты видишь, а Тебя не видят»

«Его дух – мой дух, и мой дух – Его дух.
Чего хочет Он, хочу и я;
Чего хочу я, хочет и Он.»

«Я – Истина в потенции, а как Истина в действии
Существует Его собственная потенция.
Да минует нас впредь разлука!»
«Я видел своего Господа оком сердца.
Я спросил: “Кто Ты?” Он ответил: “Ты!”»

«“Раньше” не опережает Его,
“после” не прерывает Его,
“из” не соперничает с Ним за предшествование,
“от” не согласуется с Ним,
“к” не соединяется с Ним,
“в” не обитает в Нем,
“когда” не останавливает Его,
“если” не совещается с Ним,
“над” не отбрасывает тени на Него,
“под” не поддерживает Его,
“против” не стоит перед Ним,
“с” не подавляет Его,
“за” не ограничивает Его,
“предыдущее” не показывает Его,
“после” не заставляет Его уйти,
“все” не объединяет Его,
“есть” не приводит Его к бытию,
“нет” не лишает Его бытия.
Сокрытие не скрывает Его,
Его предсуществование предшествовало времени,
Его бытие предшествовало небытию,
Его вечность предшествовала пределу.
Скажешь ли ты “когда”,
Его существование опередило время;
Скажешь ли ты “раньше”, раньше – после Него:
Скажешь ли ты “он”, “о” и “н” - Его творение;
Скажешь ли ты “как”, Его сущность скрыта от написания:
Скажешь ли ты “где”, Его бытие предшествовало пространству:
Скажешь ли ты “самость”, Его Самость не затронута вещами.
Никто кроме Него не может характеризоваться двумя (противоположными) качествами в одно и то же время:
Однако в Нем они не создают противоположности.
Он скрыт в Своем проявлении,
Явен в Своем сокрытии.
Он вовне и внутри,
Близко и далеко: и в этом смысле Он
Далек от сходства с творением.
Он действует без соприкосновения,
Наставляет без встречи,
Направляет без указания.
Желания не противоречат Ему,
Мысли не пятнают Его.
Его сущность – вне определения,
Его действие – вне усилия.»

Перевод: В.Нечипуренко, И.Полонской