Шьяма Матаджи

(из книги «Женщины Абсолюта», ИД «Ганга» 2014)

Шьяма пришла в эту жизнь 24 октября 1916 года. Она родилась в священном древнем городе Матхура в штате Уттар Прадеш, в Северной Индии. Ее отец, опытный астролог, предсказал, что родится особенный божественный ребенок. Родители назвали девочку Шьямой из-за благородного голубоватого оттенка кожи, который позже стал почти черным, а затем коричневым. В 11 лет Шьяму выдали замуж за местного мальчика из богатой семьи. Она стала «образцовой женой» и выполняла все домашние обязанности с великим прилежанием.

Шьяма родила нескольких детей, но выжила только одна девочка.

Когда Шьяме исполнилось 25 лет, ее свекровь, страстно желавшая появления внука – продолжателя рода, отвела невестку к семейному гуру – старому чудотворцу с удивительным именем «108 Шри Баба Радха Свамиджи Махарадж». Свекровь надеялась, что он даст ей какую-нибудь духовную практику, которая помогла бы ей зачать и родить долгожданного сына. Свами поставил перед Шьямой грандиозную задачу: с великой преданностью и прилежанием постоянно повторять классическую «махамантру» во славу Божественных воплощений Кришны и Рамы: Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Он велел ей произносить эту мантру ежедневно по 100 000 раз в день. Более того, в течение шести месяцев ей нельзя было есть никакой твердой пищи, разрешалась лишь четверть пинты молока в день.

Невероятное задание. Но что еще более невероятно, так это то, что Шьяма методично, с верой выполняла эту духовную практику! Она просыпалась каждое утро в три часа и начинала читать мантру, продолжала читать ее весь день, вечер и так до двух часов ночи. Затем она спала один час, а через час вставала, чтобы начать все заново. И так изо дня в день… Cвекровь, муж и другие родственники со стороны мужа, поддерживая ее в благородном стремлении продлить род семьи, освободили ее от всей работы по дому.

К четвертому месяцу Шьяма сильно ослабела физически. Гуру вернулся в свой край и услышал, что Шьяма действительно выполняет его строгую практику. Он был поражен. До сих пор еще никому не удавалось выполнить данные им указания! Он объявил ей, что она «Великая душа» (Махатма) и благословил на продолжение практики.

Долгие дни и ночи продолжались. Снова и снова Шьяма повторяла священные слова – иногда вслух, но чаще – в постоянно ширящихся безмолвных глубинах своего сердца.

Что-то совершенно необычное начало зарождаться в сознании Шьямы – любовь к Богу становилась такой всеохватной, что она полностью поглотила все ее существо. Ее длинные дни и ночи стали не только не скучными, но наполнились особенной магией – опьяняющим блаженством всепоглощающей преданности Богу. По окончании шести месяцев Шьяму снова привели к гуру. Свами, впечатленный ее успехом, обещал выполнить любое ее желание. Однако вместо того, чтобы попросить сына, Шьяма попросила полностью и безвозвратно реализовать Божественное в форме Кришны, играющей со Своей вечной Супругой Радхой. Более того, она поклялась продолжать практику в течение всей жизни во имя облегчения жизни людей.

Свамиджи был очень доволен ее духовным настроем. Зато свекровь пришла в ярость! По возвращении домой она заставила Шьяму выполнять все ее домашние обязанности невзирая на то, что молодая женщина продолжала свою строгую практику. Свекровь (чье слово в семье было законом и значило гораздо больше, чем слово не в пример доброго, но тихого мужа Шьямы) часто отказывалась давать ей молоко, и Шьяме приходилось довольствоваться обычной водой.

Шьяма делала эту практику в течение полных трех лет! Бог полностью овладел ее существом, превратив ее из человека в некое сверхчеловеческое Присутствие. Перед окончанием аскезы сам возлюбленный Кришна появлялся перед Шьямой на физическом плане в течение трех дней кряду. На четвертый день он появился со своей божественной супругой Радхой и одарил Шьяму многими классическими мистическими переживаниями, знаменующими собой единение с Богом. Вскоре после этого знаменательного события свекровь Шьямы начала притеснять ее снова. В конце концов, запутавшаяся женщина выбросила из молельной комнаты все принадлежавшие Шьяме изображения Кришны и ее гуру. Этого Шьяма вынести уже не могла.

Несмотря на физическую слабость, явившуюся результатом усиленной практики, Шьяма, спустя три ночи, тайно спустилась с балкона и убежала.

По достижении более высокого уровня концентрации внимания, ей стал доступным новый источник жизненной энергии (прана-шакти) и потому тело ее немного окрепло – аскеза больше не сказывалась на нем так сильно, как раньше. С тех пор Шьяма стала перемещаться по стране пешком и на поезде, посещая храмы, паломнические места и святых в Праяге, Айдохье и в Читракутском лесу. Когда люди бросали на нее, странную путешествующую в одиночку женщину, неодобрительные взгляды, ее это больше не волновало. Рискнув всем, что у нее было, она теперь была полностью свободна в своей всепоглощающей любви к Богу.

В городах Дварка, Раджкот и Камбэй (все они сейчас относятся к штату Гуджарат) ее бескорыстная забота о благополучии человечества и прекрасное, вдохновляющее пение божественных гимнов привлекали к ней толпы людей, становившихся затем ее учениками. При этом совершенно равнодушная к славе или безопасности, которую ей давала ее роль лидера движения, Шьяма через какое-то время оставляла своих поклонников, чтобы отправиться бродить по кишащим зверями лесам и джунглям. В диких местах она спала на ветвях деревьев, пела гимны и впадала в восторженные состояния опьянения Богом.

Вокруг нее постоянно происходили какие-то чудеса, и множество людей приходили посмотреть на эту сияющую душу в надежде получить от нее Божественное наставление. Совет Шьямы был коротким и очень конкретным: «Суть учения в том, чтобы постоянно повторять святое Имя Бога. Повторяйте его Имя, и Он даст вам все, что вы хотите». Вскоре Шьяма Матаджи начала проводить большие 24-часовые киртаны в Калькутте, что с тех пор и стало ее основной миссией. К северу от Кальтутты, в Навадвипе, был построен ашрам, в котором поддерживается традиция постоянного повторения имени Бога.

Невероятные чудеса происходили тогда рядом с Шьямой Матаджи. Чудеса сопровождали ее практически всю жизнь – многие из них были задокументированы заслуживающими доверия свидетелями.

Большинство людей страстно жаждут сверхъестественных способностей. А Шьяма, напротив, искала способы, чтобы заставить эти способности исчезнуть. Нужно помнить о том, что самыми главными «чудесами», пришедшими через нее, были глубочайшие изменения в характерах людей и опыт Богореализации, который она помогла испытать великому множеству своих преданных.

Какой духовный путь рекомендует Шьяма Матаджи своим последователям? Ответ очень простой: полная сдача в любви к Господу, который может иметь форму либо Шри Кришны, либо любую другую форму, на которую ваше сердце откликается больше всего. Сострадая нам, Матаджи убедительно призывает увидеть, что мир представляет собой всего лишь временное явление, не способное удовлетворить наше глубочайшее стремление к вечному счастью. Она призывает нас взять выбранное Имя Божественной формы Бога, вложить в него все свои чувства и позволить Божественной Силе, стоящей за этим Именем, унести нас за пределы всякого эгоизма, боли и печалей… в славу Бога, в Его несравненную красоту и сладостность! Тогда эта жизнь, больше не «моя», но Божья – каковой она, по сути, всегда и была – станет благоухающим цветком благословения для всех существ. Бог будет благословлять Бога Богом. Бесконечное блаженство, покой и любовь доступны по запросу – нам нужно только воззвать к Нему, к единственной Реальности – Единому, постоянно танцующему в нашем сердце танец истинного Я.

Шьяма приглашает нас пойти за пределы наших искушенных умов, в самые глубины таинственного сердца Реальности. Там нам откроется великий секрет: нам станет совершенно ясно не только то, что Бог Один и что существует лишь одно единственное Сознание, но так же и то, что Божественному Сознанию нравится танцевать вечный танец, в котором партнерами выступают любящий и Возлюбленный, преданный и Господь, «Я» и «Ты». Божественное «Я» играет в прятки с самим собой. Один играет за двоих.

Учение Шьямы Матаджи

В преданности Богу все равны. Никто не выше и не ниже. Мужчины, женщины, дети, богатые и бедные, старые и молодые – все равны на пути преданности Богу. Все могут молиться. Бог существует для всех, и все мы – дети Бога.

Недвойственный путь преданности очень необычен. Не в теории, но на практике здесь может быть пережит опыт абсолютного единства Бога и Его преданного.

Делайте только одно: постоянно повторяйте святое Имя Бога. Это приведет вас к счастью, исполнит все ваши желания.

Все желания, приносящие нам пользу, исполняются с помощью повторения святого Имени Бога, а все неполезные желания побеждаются.

Оставьте все заботы Богу. Когда вы полностью сдаетесь ему, Он защищает вас.

Никому не следует тратить время впустую. Жизнь драгоценна. Не стоит вовлекаться в сплетни и смотреть грязные картинки или низкопробные фильмы.

Отказ от всего мирского лежит в основе высшего счастья. Чем бы вы ни владели в этом мире – от всего нужно отказаться во имя Бога.

Когда человек поворачивается к Богу, мирские удовольствия становятся непривлекательными и малозначимыми.

Сильная непрерывная жажда Бога есть основа Реализации... Когда ищущий утвержден в своей садхане (практике), он стремится к Богореализации. На этой ступени Бог испытывает преданного. Если преданный успешно проходит экзамен, Бог появляется перед ним в человеческой форме и благословляет его.

Песня Шьямы Матаджи.

Я живу под Твоим покровом.
Ты принял меня.
Я сдалась Тебе.
Я – крошечная кукушка,
Ты – ветка.
Я – садовый цветок,
Ты – садовник.
Я – готовый распуститься бутон,
Ты – Весна.
Я отдаю Тебе
Мое тело, ум и душу.
Мой Господь!
Ты заставил мою любовь гореть страстным огнем,
Послав луч жизни и любви моей душе!
Ты поставил меня на правильный путь.
Я полна пороков и изъянов,
Ты – мой Защитник,
Ты – мой Правитель,
Ты – мой Учитель.
«Шьяма» – Твоя спутница.
Ты – Помогающий ей…
Я пью нектар, который Ты предлагаешь, мой Господь!

Я пришла, чтобы славить Тебя.
Твоя преданная пришла, чтобы славить.
Я распахнула двери сердца,
Я принесла все необходимые атрибуты веры:
«Чандан» (фимиам) от луны,
Цветы от ночи,
Рис от звезд,
Улыбку от цветов,
Прохладу от ветерка.
Я принесла свет в лампе моего сердца,
Венок моих рук.
О Хозяин моей души!
Наша любовь стара. Я люблю Тебя уже много рождений.
Ты – океан, а я – волна,
Я всегда живу в Твоем сердце.
Я стану второй Мирой (великой святой средневековья).
Я родилась в этот раз, чтобы любить Тебя так, как любила тебя Мира.
«Шьяма», отдавшая все, что у нее было, Богу,
Стала хозяйкой Вселенной.

Забыв Тебя,
Люди мира стали несчастными,
Они прошли через множество трудностей, преград и невзгод.
Они забыли Твое учение.
Забыв Тебя,
Они отдались чувственным удовольствиям.
Они потеряли свою душу.
Забыв Тебя,
Они стали жертвой похоти и гнева.
Они страдают под тяжестью своих грехов.
«Шьяма» вверила себя Тебе, мой Господь!
Она живет Твоей милостью!

Не гордитесь этим телом.
В конце концов оно умрет и станет пылью.
Не гордитесь своим достатком и благополучием,
В конце концов они окажутся бесполезными.
Вы столько боли выносите, нянчась со своим телом,
Почему вы не радеете о прославлении Бога?
Когда лист отделяется от дерева,
Он никогда больше не станет с ним единым.
Вы не боитесь грешить,
Вы увязли во лжи и мошенничестве,
Бог, живущий в сердце каждого существа, видит это…
Правда в итоге победит,
Неправду спрятать невозможно.
«Шьяма» говорит, что идущие путем праведности
В итоге удостоятся награды.

(перевод с английского Елены Плехановой)