Буддизм

Упанишады (примерно 800 г. до н.э.) появились в Индии как реакция на власть жрецов и ритуализм. Умы людей восставали против того, что им приходилось видеть; на почве этого бунта и выросли ранние Упанишады, а несколько позже джайнизм и буддизм.

В буддийской литературе говорится, что Будда родился в полнолуние месяца вайшакха (май–июнь) и что его просветление и смерть приходятся на этот же день года. Умер Будда в возрасте восьмидесяти лет в 544 г. до н.э. и с этой даты начинается буддийская эра.

Буддизм представлял собой отход от ведической религии, хотя в известном смысле вырос из нее. Будда, при всем своем бунтарстве, вряд ли порвал с древней религией страны. Рис Дэвис говорит, что «Гаутама родился, воспитывался, жил и умер индусом… В метафизике и принципах Гаутамы нет ничего такого, чего нельзя было бы найти в той или иной из ортодоксальных систем… Оригинальность Гаутамы заключалась в том, как он переработал, расширил, облагородил и систематизировал то, что уже было сказано до него другими… Его отличие от других проповедников заключается главным образом в его глубокой искренности и в его широком народном духе филантропии».

Старая система была гибка во всем, что касалось мышления; она допускала существование всех оттенков мнений, но в сфере социального устройства оставалась косной и отступление от принятых устоев не одобрялось. Поэтому буддизм неизбежно тяготел к разрыву со старой верой.

У Будды хватило мужества выступить против суеверий, обрядности и жреческого ритуала. Он также осудил метафизические и теологические воззрения, чудотворство, откровения и сношения со сверхъестественными силами. Он взывал к логике, разуму и непосредственному опыту; на первый план он выдвигал этику; его метод был методом психологического анализа.

Буддизм развивался как народное реформаторское движение, находя сторонников даже среди брахманов. «Идите во все страны, сказал Будда своим ученикам, и проповедуйте это учение. Скажите им, что бедные и униженные, богатые и знатные — все равны, что все касты объединяются здесь, как реки в море. Ибо «никогда ненависть не побеждается ненавистью»; и далее: «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром».

Это был идеал праведности и самодисциплины. Все это он проповедует, не узаконяя какой-нибудь религией, не ссылаясь на бога или иной мир. Он опирается на разум и призывает людей искать истину в своем сознании: «Пусть никто не приемлет мой закон из благоговения, а сперва испытает его подобно тому, как золото испытывается огнем».

Жизнь человека рассматривалась и изучалась Буддой без какой-либо ссылки на неизменное «я», ибо, даже если такое «я» существует, оно не доступно нашему пониманию. Разум рассматривался как часть тела, как совокупность духовных сил. Тем самым личность становится совокупностью духовных состояний, «я» есть простой поток идей: «Все, чем мы являемся, есть результат того, о чем мы думали».

Путь Будды был срединным путем, лежавшим между крайностей проявлений человеческой натуры. Путь этот состоял из восьми стадий:

  • правильные убеждения,
  • правильные устремления,
  • правильные речи,
  • правильное поведение,
  • правильный образ жизни, правильные усилия,
  • правильный образ мыслей,
  • правильное наслаждение.

Все это дается самовоспитанием, а не милостью свыше.

Будда говорил своим ученикам то, что, по его мнению, они способны были понять и претворить в жизнь. Его учение не претендовало на полное объяснение всего сущего. Он не раз предостерегал свой народ против ученых споров по поводу метафизических проблем.

Буддизм быстро распространился в Индии от Кашмира до Цейлона. Он проник в Непал и позже достиг Тибета, Китая и Монголии. В Индии одним из последствий этого был рост вегетарианства, тогда как до этого как брахманы, так и кшатрии часто ели мясо и пили вино.

В старых религиях Индии были, вероятно, какие-то следы поклонения образу божества, хотя, несомненно, это не получило широкого распространения. Ранний буддизм и сам Будда решительно восставали против этого. Имелось специальное запрещение создавать изображения и изваяния Будды.

С упадком раннего буддизма развилась его новая форма — махаяна. Именно в махаяне Будда был обожествлен. С греческого северо-запада также пришло изваяние Будды. С течением времени развивается буддийская метафизика и усложняется ее философия. Предостережения Будды против всего этого не берутся во внимание в еще большей степени в более поздней ваджраяне (тибетской форме буддизма), которая по сути сходится с брахманизмом, а точнее с одной из распространенных на Севере Индии его форм — тантризмом.

Таким образом брахманизм и буддизм влияли друг на друга и, несмотря на свои диалектические споры, а может быть благодаря им, сближались друг с другом в области как философии, так и народных верований. К примеру, в VIII веке один из величайших философов Индии Шанкарачарья основал религиозные ордена, или матхи, для индусских саньясинов, то есть монахов. Это было возрождение старой буддийской практики сангха. Прежде брахманизм не знал таких организаций саньясинов, хотя небольшие группы существовали.

Некоторые видоизмененные формы первоначального буддизма сохранились в Восточной Бенгалии и на северозападе, в Сикхиме. В остальном буддизм как массовая религия постепенно из Индии исчез.

Подготовлено по материалам книги Д. Неру «Открытие Индии»