Индуизм
В древней индийской литературе слово «хинду» вообще не встречается. Впервые это слово встречается в одном тантрическом произведении VIII века н.э., где слово «индусы» означает народ, а не последователей какой-либо религии. Тем не менее слово это встречается в «Авесте» и в староперсидском языке, народы Западной и Средней Азии обозначали им Индию. Слово явно происходит от «Синдху» — старое индийское название Инда. От этого «Синдху» происходят слова «индус», «Индостан» и Индия.
Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многогранен; каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает множество верований и религиозных обрядов, от самых низших до самых высших, часто противоречащих друг другу. Смысл его можно выразить в словах: живи и жить давай другим. По словам Махатмы Ганди «индуизм — это неустанная погоня за истиной. Индуизм — религия истины. Истина — это Бог. Отрицание Бога нам неведомо, отрицание истины нам неведомо».
Какое бы слово мы ни употребили для обозначения индийской религиозной традиции, мы видим, что в прошлом господствующей чертой ее развития было некое внутреннее тяготение к синтезу, вытекающее в основном из индийского философского мировоззрения. Каждое новое вторжение иноземных элементов было вызовом этой культуре, но ему успешно противостоял новый синтез и процесс поглощения.
Древнейшими памятниками индийской культуры считаются Веды. Большинство современных ученых датирует «Ригведу» примерно 1500 г. до н.э. Однако со времени раскопок в Мохенжо-Даро существует тенденция отодвигать эту дату назад, к более раннему периоду. Вполне вероятно, что эта литература древнее греческой и израильской и что, в сущности, это один из самых древних документов, созданных разумом человека. Макс Мюллер так характеризует этот памятник: «смелые искания, предпринятые в глубокой древности и изложенные здесь теми, кто пытался раскрыть значение нашего мира и жизни человека в нем… Здесь Индия вступила на путь исканий, которому она никогда не переставала следовать с тех самых пор».
Веды были творение ариев, вторгшихся на богатую землю Индии. Они принесли свои идеи, происходившие от того общего корня, из которого выросла «Авеста» в Иране, и развили их на индийской почве. Веды (от корня вид — ведать) создавались как сборник знаний той эпохи. Это смесь гимнов, молитв, жертвенных обрядов, замечательной поэзии о природе. В них нет и тени идолопоклонства. Живость и жизнеутверждающая сила, пронизывающая их, просто поразительна.
Понятие о Боге появляется постепенно. Сначала это божества типа языческих, затем монотеизм и позже — довольно тесно связанная с ними монистическая концепция. Возникают размышления о тайне природы и дух исследования. Все это совершается на протяжении столетий, и когда мы подходим к концу Вед, к веданте (анта значит конец), мы имеем уже философию Упанишад.
«Песнь Творения»:
- Не было тогда ни существующего, ни сущего: не было царства воздуха и неба над ним.
Что же служило покровом, и где? И что давало защиту? Была ли вода, бездонная водная глубь? - Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день.
Это единое, бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. Помимо него не было ничего вообще. - Была тьма: скрытое сперва во тьме, все это было бесформенным хаосом.
Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое. - Затем возникло вначале желание — первичное семя и зародыш духа.
Мудрецы, которые искали мудростью своих сердец, обнаружили родство существующего и несуществующего. - Поперек была проведена их линия раздела: что же было над ней и что под ней?
И были там создающий, были могучие силы, здесь — свободное действие, там — энергия. - Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения?
Кто же тогда знает, когда появился мир? - Он, первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет.
Тот, чье око надзирает за этим миром с высоты небес, он воистину знает это, а может быть, он и не знает!
Для всех ранних исканий индийского разума характерно подчеркивание истины, стремление опереться на нее и страсть к ней.
Следует помнить, что в Индии философия не была исключительным достоянием узкого круга посвященных или ученых мужей. Философия являлась важным элементом религии масс. Она проникала к ним в упрощенной форме и создавала философское мировоззрение, ставшее в Индии почти столь же общим, как и в Китае.
Приход ариев создал проблему расового и политического порядка. Дравидские племена обладали древней культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Результатом конфликта и взаимодействия народностей явилось постепенное развитие кастовой системы, которой было суждено глубочайшим образом повлиять на жизнь Индии в последующие века. Вероятно, каста была попыткой социальной организации народностей, оформления фактического положения вещей. Она отвечала духу времени. Не стоит забывать, что в Индии не было широкого применения рабского труда. Таким образом, в эпоху, когда в обычае завоевателей было истреблять или обращать в рабство покоренные народы, касты позволяли найти более мирное решение. И вот из массы земледельцев выделились вайшьи — земледельцы, ремесленники и торговцы; кшатрии — правители и воины; брахманы — жрецы и мыслители, которым надлежало определять политику и хранить и развивать высшие духовные принципы страны. Ниже находились шудры, или батраки, и все неквалифицированные рабочие, кроме земледельцев. Касты находились в состоянии постоянного перемешивания и изменения; затвердение пришло позже.
Слово «арья» утратило со временем всякое значение народности и стало означать «благородный».
Арии разделили не только общество на четыре группы, но и всю жизнь человека на четыре стадии. Первой стадией было отрочество и юность, период обучения, самодисциплины, сдержанности. Второй — жизнь семьянина и мирянина. Третьей — жизнь государственного деятеля, служение обществу. Последней — жизнь отшельника, отрекшегося от всякой мирской деятельности.
Центральной идеей индо-арийской культуры была идея дхармы. Древним общим термином для религии в Индии был арья дхарма. Корень слова «дхарма» означает «держаться вместе». Это — этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека. Термин арья дхарма включал все религии, возникшие в Индии. Его употребляли как буддисты и джайны, так и те, кто признавал Веды.
Выражение ведическая дхарма употреблялось также в древности для обозначения исключительно тех философских воззрений, учений о морали, ритуала и обрядов, источником которых считались Веды. Таким образом всех, кто признавал авторитет Вед, можно считать принадлежащими к ведической дхарме.
Термин санатана дхарма, означающий древнюю религию, можно отнести к любой из староиндийских религий (включая буддизм и джайнизм), но в наши дни это выражение более или менее монополизировано ортодоксальными индуистскими школами.
Упанишады, относящиеся примерно к 800 г. до н.э., представляют собой новый большой шаг в развитии индо-арийского мышления. Упанишады проникнуты духом исследования, страстью к открытию истины о вещах. Никакой догме не разрешается становиться на пути познания. Упор делается на самоисследование, на познание личного «я» и абсолютного «Я», причем оба они объявляются тождественными в своей сущности. Объективный внешний мир не считается нереальным; но он реален в относительном смысле, как аспект внутренней реальности. Интерес к магии и подобным ей вещам сурово осуждается, а выполнение обряда или ритуала без познания признается бесполезным. Высшим знанием признается знание интуитивное. Делается предостережение против изучения философии, не сопровождаемого дисциплиной поведения. Обязанности, налагаемые жизнью, следует выполнять, но в духе отрешенности.
Стиль Упанишад лаконичен, часто в форме вопросов и ответов между учителем и учеником.
«Веди меня от нереального к реальному! Веди меня от тьмы к свету! Веди меня от смерти к бессмертию!»
«Побеждает всегда истина, не ложь. Истиной вымощен путь к Божественному».
И далее цитаты современных ученых и философов:
«Упанишады это источник философии веданты, системы, в которой, на мой взгляд, человеческое умозрение достигло высшей точки».
«Самые счастливые часы своей жизни я провожу за чтением книг веданты. Для меня они подобны утреннему свету и свежему горному воздуху: такие простые и такие понятные, когда они поняты».
Макс Мюллер
«Каждая фраза [Упанишад] родит глубокие, оригинальные и величественные мысли, и в целом они проникнуты благородным, священным духом искренности… Во всем мире нет труда… столь благородного и возвышающего, как Упанишады… они плоды высшей мудрости. Рано или поздно им суждено было стать верой народа».
Шопенгауэр
Возникновение индийских философских систем относится к добуддийской эпохе. Они развиваются постепенно, брахманические бок о бок с буддийскими, критикуя друг друга и заимствуя одна у другой. В результате еще в дохристианскую эпоху выкристаллизовались шесть систем под следующими названиями:
- ньяя
- вайшешика
- санкхья
- йога
- миманса
- веданта
Подробно о каждой из них можно прочитать в многочисленных источниках на эту тему. Здесь же мы подчеркнем лишь шестую, веданту, как наиболее почитаемую в современной Индии и разработанную систему.
Возникнув на основе Упанишад, веданта развилась и приняла много видов и форм, но всегда опиралась на монистическую концепцию Вселенной. На фундаменте ранней веданты Шанкара (или Шанкарачарья) построил систему, которая называется адвайта-веданта, или недвойственная веданта. Именно эта философия представляет господствующие мировоззренческие взгляды современного индуизма.
В основе ее лежит чистый монизм. Единственной первопричиной реальности в метафизическом смысле признается атман, абсолютная душа. Она есть субъект, все прочее — объективно. Неким образом эта абсолютная душа пронизывает все, как единое проявляется во множественном и все же сохраняет свою целостность, ибо абсолют неделим, — все это нельзя объяснить логически, ибо наш разум ограничен конечным миром.
Индивидуальная душа, по мнению Шанкары, есть не особая сущность, а сама абсолютная душа, хотя и ограниченная в некоторых отношениях. Ее сравнивают с пространством, заключенным в кувшине, причем пространством является атман. В практических целях их можно считать отличными друг от друга, но это лишь видимое, а не реальное отличие. Свобода заключается в осознании этого единства, этого тождества индивидуума с абсолютной душой.
Шанкара соглашался с брахманической организацией социальной жизни на кастовой основе, как отражающей коллективный опыт и мудрость народа. Но он считал, что высшего знания может достичь каждый человек, принадлежащий к любой касте.
«Целое есть То, целое есть это;
Из целого возникает целое;
Возьми целое из целого —
Целое останется».
Подготовлено по материалам книги Д. Неру «Открытие Индии»
